logo

главная

комментарии

фоты

скачать

мой жж

легенды

цифровой звук
BR>Гостевая

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, КОТОРОГО НЕ БЫЛО,
НО КОТОРЫЙ МОГ БЫ БЫТЬ


ozzy1


На сцене шумно короновали толстого господина. Четыре мрачных униформиста с размаху воткнули его в колченогий трон. Карлик подал корону улыбчивому священнику, который и водрузил её на толстого господина. Оркестр начал цедить «аллилуйя», на хорах рявкнули басы, но, словно испугавшись собственной дерзости, притихли. За кулисами деловито орали, а в просцениуме кого-то дегтярно-чёрного боялись две специально для того нанятые барышни. Они тянули руки к публике, призывая ее разделить их страх. В публике смеялись, но бояться отказывались. Трон с коронованным толстяком поплыл вокруг сцены, басы наконец оправились от пережитого и загудели минорное. На заднике спроецировали крест и профиль господина, втиснутого в трон. Профилем ему явно льстили - наверное, действительно боялись. Затем на трон посветили сверху, и толстый король, приняв подобающую позу, внятно произнес:

«Да здравствует рок-н-ролл! - И чуть громче добавил:- Хотя не в рок-н-ролле дело». И засмеялся. И грянула музыка.

Судья: Господа присяжные! Слушается дело Общественное мнение против Оззи Осборна. Вышеупомянутый Осборн обвиняется в пропаганде насилия и сатанизма, на него возлагается ответственность за самоубийства молодых людей, вызванные, как считает обвинение, слушанием песен обвиняемого. Шоу Осборна оскорбляют эстетический вкус, подрывают моральные устои и дурно влияют на нравственность подрастающего поколения.

Обвинитель: Все сказанное выше настолько очевидно, что я не вижу смысла в заседании - давайте сразу вынесем приговор.

Защитник: Ваша честь, я протестую! Существует презумпция невиновности: пока не будет доказана вина моего подзащитного, он по всем законам считается невиновным.

Судья: Протест принимается. Слово предоставляется обвинению.

Обвинитель: Уважаемый суд, господа присяжные! Предосудительное поведение этого человека проявилось уже в юности: в 1968 году он организовал группу Редкая порода, позже называвшуюся Земля. Будучи автором подавляющего большинства песен, Осборн осмеливался подвергать сомнению святые истины. Приведу пример: на концерте в бирмингемском экономическом колледже Осборн исполнил песню Современный Прометей рвет цепи, кстати, эта вещь почему-то не вошла ни в одну пластинку. В ней рассказывалось о монстре, которого создал в лаборатории выживший из ума учёный-безбожник. Дьявольское отродье терроризировало семью профессора, уничтожило всех дорогих ему людей и впоследствии сгинуло во льдах северных морей. О какой нравственности может идти речь, если обвиняемый в своем произведении не только не осудил этого дьявола, но и по сей день считает песню о нём одним из лучших своих произведений?!

Защитник: Очевидно многоуважаемый обвинитель упустил из виду, что сюжет данной песни и её название представляют собой не что иное, как обращение к классическому литературному произведению, роману английской писательницы Мэри Шелли Франкенштейн, или Современный Прометей! Роман был написан в начале прошлого века. Отдаю должное обвинителю, заметившему тем не менее, что идея романа наложила определенный отпечаток на творчество моего подзащитного. Позволю себе напомнить его основную идею - искусственный демон пытается творить добро, но, ожесточенный непониманием и одиночеством, превращается в злобную силу.

Обвинитель: Но не будете же вы отрицать, что деятельность Осборна оказала влияние на молодежную культуру Запада: я имею в виду всплеск интереса к чёрной магии в начале семидесятых годов! Как известно, группа Земля, душой которой был обвиняемый, в конце 1969 года сменила название на Блэк Сэббет. В 1970 году вышла их первая пластинка: сам альбом и первая песня назывались одинаково - Блэк Сэббет. На слушателей низвергнулся поток образов колдунов, ведьм, слышались крадущиеся шаги. И разве музыкальные образы только этой песни были полны подобной нечисти? А Спящая деревня, а Колдун? Пресса восприняла такую тематику как сенсацию. Добавьте сюда музыку - тяжелые, вязкие блюзы, и вы получите гимн сатанизму. Определенная часть молодежи пошла на поводу у этого «кладбищенского» рока, популярность Блэк Сэббет росла.

Защитник: Верно, Блэк Сэббет придерживались определенной линии в своем творчестве. Я попытаюсь объяснить принципиальную позицию Осборна и его группы, но для этого мне придется пригласить свидетелей и огласить некоторые архивные документы.
Краткая биографическая справка: Джон Майкл Осборн родился 3 декабря 1948 года в Бирмингеме. Окончил музыкальный колледж по классу фортепиано и несколько лет брал уроки вокала. Прозвище Оззи Осборн получил ещё в школе - он любил цитировать сказку «Волшебник остраны Оз». Позже сделал свое прозвище сценическим псевдонимом. Помимо Осборна в состав Блэк Сэббет входили: Тони Йомми, уникальный гитарист, чьё творчество оказало несомненное влияние на все развитие рок-музыки, Терри Батлер, один из самых виртуозных бас-гитаристов, ранее работавший с джаз-коллективами, и барабанщик Билл Уорд, к рекомендациям которого прислушиваются даже самые искушенные джазовые ударники.
Уважаемый обвинитель отметил влияние Осборна и его группы на молодёжь. Такое влияние было и есть, но, дабы отделить зерна от плевел, следует сказать несколько слов о состоянии молодёжной культуры того периода.
Вы прекрасно помните, что вторая половина шестидесятых проходила для некоторой части западной молодёжи под знаком движения хиппи - знаменитый лозунг того времени: «Любите, а не воюйте!» - нет-нет да и всплывет в наши дни. В качестве песенной тематики это вполне приемлемо, но выдвигать подобные идеи как жизненную позицию бессмысленно: хоть любовь и реальна, но не менее реально и мчащееся по своей проторенной колее насилие. Осборн, любимыми писателями которого были, судя по анкете Мелоди Мейкер, Шарль Бодлер и Лев Толстой, возможно, одним из первых рок-музыкантов заметил противоречивость и несостоятельность идеологической платформы «детей-цветов». Блэк Сэббет в своих песнях стали пародировать библейские постулаты, которые столь любили хиппи, но делали это так тонко и завуалированно, что поначалу их тексты как пародии не воспринимались. И вот тогда Осборну пришла мысль о контрастах: если слушатель не в состоянии отличить пародию от восхищения на данную тему, то резкий контраст между произведением и способом его подачи насторожит слушателя. Оказалось, что «насторожит» - слишком мягко сказано. Эта контрастность разрывала сознание слушателя, пугала его. Правда, подобный эффект стал проявляться на заключительной стадии работы Осборна с Блэк Сэббет, а поначалу сосуществование в рамках одной песни «смиренных ангелов добра» и «темных сил зла» вызвало восхищение английских... оккультистов, по-детски жаждущих получать подтверждение своим домыслам хоть в чём-нибудь. Блэк Сэббет даже пригласили выступить на одном из конгрессов британских «черных магов». Группа отказалась, чем навлекла на себя проклятия колдунов всех мастей. Пресса не замедлила раздуть скандал, и, как всегда бывает в таких случаях, никто не мог понять, в чём дело: то ли Блэк Cэббет надругались над святынями черной магии, то ли римский папа отлучил их от церкви, то ли Осборна посвятили в колдуны-магистры. Главным же было другое: встав на тропу открытой конфронтации с взглядами хиппи, Блэк Сэббет отрезвили многих. Группа не отрицала любовь, символ рок-музыки конца шестидесятых, но при этом музыканты высмеивали идею любви как панацеи от всех бед современного общества. Я бы назвал это реалистическим подходом к действительности. А сейчас я хочу пригласить свидетеля защиты, Роберта Планта, бывшего вокалиста группы Лед Зеппелин.

Роберт Плант: Блэк Сэббет поначалу показался мне ложкой хины в бочке шоколада - такие резкие и злые песни они пели. Как и большинство моих коллег, я в то время носился с лозунгом «Любите, а не воюйте!» и воспринял песни Блэк Сэббет как личное оскорбление. Но позже до нас дошел смысл их насмешки над «протестом» хиппи: Осборн - а именно он был инициатором «чёрной» лирики,- наверное, первым среди рок-музыкантов понял, что зло можно победить только реальной борьбой.

Судья: Скажите, свидетель, почему вы назвали Блэк Сэббет хиной в бочке шоколада - ведь тем самым вы даете определенную оценку своему творчеству того периода?

Плант: Да, мы пели довольно приторные песенки о «ее величестве Любви» и были чрезвычайно горды собой. И разве мы одни? Все пели только об этом. Поэтому Блэк Сэббет вызвали ярость у всех благополучно приземлившихся на этой высокой идее: всем нравилось думать о любви как о мессии и о себе как о миссионерах, а тут появляется злобный толстяк и всё ставит с ног на голову. Почему мы все так бесновались? Потому что прекрасно понимали справедливость точки зрения Осборна. Вспомните песню Гончие войны - в ней группа открытым текстом говорила о неспособности любви победить военно-промышленный комплекс.

Обвинитель: Но не будете же вы отрицать, что даже если у Блэк Сэббет и были какие-то благие намерения, их творчество все же отдавало религиозным мистицизмом, который и сейчас составляет основу песен Осборна?

Защитник: Видите ли, я, конечно, не литературовед, но по собственному опыту знаю, что чем талантливее поэт, чем живее творческое воображение читателя или слушателя, тем больше красок и оттенков он видит в самом произведении. Люди же с «одномерным» воображением склонны любое произведение трактовать однозначно. Может быть, любовь Осборна к метафорам чрезмерна, поэтому даже те, для кого английский язык родной, не гарантированы от ошибок при анализе его песен, не говоря уже о тех слушателях, для кого английский - иностранный.
Обратимся к пластинке 1971 года Хозяин действительности, в частности, к одноимённой композиции. Осборн поёт:«Твой мирок создал некто наверху, в этом мирке ты выбрал дорогу ненависти, а мне предложил роль хозяина твоей жизни. Ты пытаешься всучить мне свою душу - думаешь, её кто-нибудь хватится?» При недостаточном знании английского языка, а также в силу предвзятости, эти язвительные строки можно счесть призывом к возвращению в лоно церкви, а при дословном переводе они вообще теряют всякий смысл. Сказанное можно отнести и к сольному творчеству Осборна - он действительно поминает имя всевышнего, но в каком контексте? Его добрый бог со снисходительной улыбкой наблюдает за деяниями чад своих, которые либо крошат друг друга на полях сражений, либо мирно творят взаимные подлости. Как сказал музыкальный критик Тим Холмс, «обвинять Осборна в кликушестве и мистицизме может только клерикальный ханжа или несостоятельный претендент на звание «интеллектуала».

Обвинитель: Тем не менее Блэк Сэббет во главе с Осборном приобрели не просто популярность, а скандальную популярность. Вы уверяете, что музыканты преследовали весьма гуманные цели, но как они сопрягаются с погромами на концертах, с циничными заявлениями того же Осборна в прессе? Я не берусь судить о музыкальных достоинствах Блэк Сэббет, возможно, они действительно есть, но общий фон, так сказать, аура группы, заставляет усомниться в том, что цели обвиняемого столь высоки.

Защитник: Многоуважаемый оппонент несколько опередил меня - я пока ни слова не сказал о музыке. Но раз уж речь зашла о ней, позволю себе пригласить еще одного свидетеля защиты. Господин Ричард Мэйсон Блэкмор, прошу вас!

Обвинитель: Ваша честь, я протестую! Ричи Блэкмор, на мой взгляд, столь же сомнительная фигура, как и обвиняемый. Они работают примерно в одном жанре рок-музыки, и свидетель будет выгораживать обвиняемого. Хотел бы также заметить, что поскольку обвиняемый считается родоначальником хэви метал-рока, я буду возражать против привлечения защитой любого свидетеля, представляющего это направление.

Судья: Протест отклоняется. Блэкмор не имеет никакого отношения к хэви метал-року, и суд не усматривает причин для отвода данного свидетеля. Защита может продолжать.

Ричи Блэкмор: Впервые я услышал Блэк Сэббет в 1970 году - это был их второй диск, Параноид. Меня просто потрясла одноименная композиция. Пульсирующий ритм, «сдвинутая» партия гитары, не вписывающаяся в этот ритм,- аранжировка композиции сделана в лучших традициях джаз-рока (о чем в свое время говорил и такой авторитетный композитор и музыкант, как Роберт Фрипп), необыкновенный по выразительности голос... Я стал следить за Блэк сэббет, и следующий музыкальный сюрприз они преподнесли спустя два года, когда вышла их пластинка Сэббет блади сэббет: композиции Абракадабра и Кто ты такой? ошеломили меня своей, я бы сказал, совершенной законченностью, в них не было слабых мест, идеальный гармонический баланс. Кстати, партию клавишных при записи этой пластинки исполнял Рик Уэйкман - одно это говорит за себя: Уэйкман не станет работать с кем попало, поверьте, я это отлично знаю.Здесь уже говорили о контрастах между содержанием песен и способом их подачи, как художественном приеме. Я бы хотел сказать о том, как эта контрастность постепенно стала прослеживаться и в музыке. Начиная с пластинки 1975 года Саботаж музыка Блэк Сэббет превратилась в сплошные контрастные пятна - я музыкант и поэтому говорю только о музыке, за тем меня сюда и пригласили. Я не буду подробно останавливаться на каждой композиции, а лишь скажу, что альбомы Саботаж, Торжество техники 1976 года и Не унывай! 1978 года были, по-моему, в музыкальном отношении близки к совершенству. Потом пути Блэк Сэббет и Оззи Осборна разошлись, и всем стало ясно, что настоящий Блэк Сэббет - это Оззи Осборн: после него в группе были Дио, мой коллега Гиллан, сейчас там поет Хьюз, но, увы, без Осборна это уже не то. И дело не только в вокале, дело в музыке, которую писал Оззи.

Защитник: Теперь я бы хотел сказать несколько слов по поводу обвинения моего подзащитного в «скандальной популярности», и, как следствие, о претензиях к заявлениям Осборна в печати. Я бы поставил вопрос иначе: а почему пресса столь охотно цитирует сентенции Оззи Осборна и всегда ли эти цитаты верны?
Во время первых гастролей Блэк Сэббет в США в апреле 1971 года, после концерта в Нью-Йорке к Осборну подошел один из осветителей и спросил: «Я слышал, вы здорово разбираетесь в чёрной магии. У меня язва, я пробовал лечиться с помощью чёрной магии, но не помогло. А что вы можете посоветовать?» Осборн ответил: «Попробуйте молоком, хотя я бы на вашем месте обратился к врачу».
Этой фразой журнал Нью-Йорктайм мэгэзин открыл свою рубрику "Самые остроумные высказывания года"- действительно остроумно, и заодно снимаются все вопросы по поводу ориентации Осборна на чёрную магию.Совсем недавно, уже в восьмидесятые годы, когда в группе Осборна в очередной раз сменился барабанщик (в тот раз это был Кэрмин Эппис), на вопрос корреспондента английского Нью мюзикл экспресс, чем вызвано такое решение, Осборн ответил: «Сугубо медицинскими соображениями». Увидев недоумение журналиста, Оззи пояснил: «У меня от него болит голова».
Если господин обвинитель имеет в виду подобные высказывания моего подзащитного, то я, пожалуй, поддерживаю обвинение - Оззи Осборн виноват в умении остроумно отвечать на дурацкие вопросы. Это отметил и покойный Джон Леннон: в 1975 году на вопрос одного музыкального критика, почему Блэк Сэббет играют такую мрачную музыку, Осборн ответил: «А у вас, что, есть повод для веселья? Поделитесь, посмеемся вместе». Узнав об этом, Леннон воскликнул: «Из этого парня скоро получится хороший Леннон!» Леннон не всегда отличался скромностью, но в данном случае он был абсолютно прав - я не утверждаю, что Осборн уже при жизни достоин занять место в пантеоне великолепных насмешников, но его едкие замечания не оставляют ханжам и лицемерам возможностей для спокойного существования. В этом он ничем не отличается от Леннона.
К сожалению, пресса частенько искажала слова моего подзащитного. Так произошло, например, с заявлением Осборна по поводу... пирамиды Хеопса. Сейчас по прессе всего мира бродит фраза: «Мое самое большое желание в этой жизни - забраться на пирамиду Хеопса и наплевать на все, что внизу». Якобы так Осборн ответил на вопрос, какое у него самое большое желание в жизни. В действительности все было иначе: Осборн отвечал на совершенно другой вопрос, который звучал: «Что вы можете сказать по поводу наращивания Соединенными Штатами гонки вооружений?» Вот тут и возникла египетская пирамида, под которую Осборн желал бы пригласить кое-кого из тех, кому нравится играть в атомные игрушки. Я не думаю, что это можно поставить в упрек моему подзащитному, вспомните, покойный Леннон позволял себе куда более хлёсткие выражения. И сейчас я хотел бы просить уважаемый суд провести перекрестный допрос моего подзащитного: я предлагаю суду интервью Оззи Осборна, которое он дал лондонскому еженедельнику Мелодии мейкер - интервью озаглавлено Оззи Осборн, человек, который не умеет лицемерить, что, как правило, идет ему во вред.

Суд удаляется на перерыв, окончание стенограммы процесса - в следующем номере Ровесника.

Защитник: Сейчас я хотел бы просить уважаемый суд ознакомиться с документом, проливающим свет на некоторые взгляды моего подзащитного. Речь идет об интервью коррестпонденту лондонского еженедельника Мелоди Мейкер, озаглавленном Оззи Озборн, человек, который не умеет лицемерить, что, как правило, идет ему во вред. Итак, цитирую:

Вопрос Мелоди Мейкер: Вам не кажется, что излищняя резкость в разговорах с прессой вредит вам прежде всего как творчески мыслящему композитору, каковым вы несомненно являетесь: озлобляя критиков, вы тем самым заранее обрекаете свои работы на негативную оценку.

Осборн: Видите ли, я пишу музыку не для критиков. Скажу с полной откровенностью: мне безразлично мнение глупцов, а как правило, именно они пишут о моей музыке. Я не обольщаюсь на свой счёт - Оззи Осборн не Бетховен, но в отличие от большинства рок-музыкантов я хорошо знаю его творчество. Говорю об этом с уверенностью, потому что имел возможность убедиться. И потом, странно, почему-то журналисты называют откровенность резкостью: я говорю с вами искренне, вы же - уверен - скажете своему редактору, что Осборн был с вами груб. Ну, спрашивайте, кому ещё моя музыка прошлась по нежным мозолям?

Вопрос: Что вы можете сказать о самоубийце американского юноши, последовавшем, как уве